Доступная (или безбарьерная) среда.
В широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы обучающиеся с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно. Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Поэтому функциональная задача МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
О специально оборудованных учебных кабинетах: В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Об объектах для проведения практических занятий: Для проведения практических занятий в школе оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, спортивный зал.
О библиотеке: В образовательном учреждении имеется библиотека, с контролем копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой. Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
Об объектах спорта: Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
·О средствах обучения и воспитания:
В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Обучение организовано по адаптированным программам,, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками. Во время проведения занятий в классах, где обучаются обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации. Для организации учебных занятий используются различные средства обучения:
Ø Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
Ø Электронные(мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
Ø Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
Ø Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
Ø Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
Перечень наглядного материала и раздаточных пособий позволяют осуществлять практико-ориентированный подход к обучению детей ОВЗ. С этой целью в школе используются раздаточные пособия.
Ø Обучающая карточная игра слоги.
Ø Развивающие игры. Учим буквы и слоги. Учимся читать.
Ø Магнитный танграмм. Деревянная головоломка, пазл.
Ø Логопедические карточки по развитию связанной речи.
Ø Пазлы « Цифры и счет» (развивающая игра)
Ø 100 игр на сообразительность.
Ø Головоломки из спичек. Развивающие игры.
Ø Сортер. Развивающие игры.
Ø Досочки Сегена.
Ø Кубики Никитина.
Ø Головоломки из кубиков « Сложи узор»
Ø Набор таблиц Шульта.
Ø Карточки Равенна.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
Конструктивные особенности здания основной школы предусматривает наличие пандусов, кнопки вызова дежурного вахтера, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, медицинский кабинет, здесь же находятся санитарно-гигиенические комнаты.
Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
О специальных условиях питания: Оборудование и персонал пищеблока реализует потребность обучающихся в 2-х-разовом бесплатном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Столовая расположена на 1 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
О специальных условиях охраны здоровья:
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Каждая программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВК, ПМПК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и письменным заявлением родителей (законных представителей).
В соответствии с индивидуальными учебными планами ведется коррекционная работа психолога с детьми ОВЗ по развитию познавательной активности и эмоционально-волевому формированию учащихся. Организуется работа логопеда и дефектолога по коррекции лексико-грамматического строя речи и развитию связанной речи. Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.
Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в роли тьютора выступают классные руководители, работающие педагоги и законные представители обучающегося.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе заключен договор с ГБУЗ "Тамалинская УБ". На основании заключённого договора медицинское сопровождение обучающихся школы осуществляетт медицинский работник. В школе создаются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создан психолого-педагогический консилиум, который реализует диагностико – консультативную, методическую и коррекционно – развивающую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от 7 до 18 лет. Деятельность ППК направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума. С инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организуются индивидуальные и групповые психологические консультирования, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально – профессиональных) ресурсов (потенциала) учащегося с ОВЗ, созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого - педагогической медицинской и социальной помощи детям – инвалидам постоянно совершенствуются.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Информационная база Школы оснащена:
-электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- электронный журнал.
В школе имеется официальный сайт, содержащий:
· справочную информацию о школе, её истории;
· информацию об учителях;
· материалы и работы учителей и учеников;
· советы ученикам, родителям по подготовке к экзаменам;
· новости школы;
· электронные классные журналы; и т.д.
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию заявленных программ в полном объеме. Создана информационно-образовательной среда, соответствующая требованиям Стандарта. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
Электронные ресурсы:
· Электронный дневник
· Учи.ру
· РЭШ
· Яндекс-учебник
· Официальный информационный портал ОГЭ, ЕГЭ.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ нет (не используются).Информационные системы и электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не используются.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
Оборудование и технические средства в учебных кабинетах не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг. Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг — индивидуального обучения/обучения на дому.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Интернат и общежитие, в том числе приспособленный для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: В МБОУ СОШ р.п.Тамала Пензенской области общежитие и интернат не предоставляется.